В компания занимающихся 3D технологиями всегда хотели, чтобы у людей появилась возможность самим разрабатывать дизайн любимых вещей для того, чтобы окружающие их предметы выглядели лучше и приносили больше радости.
Ведь все люди уникальны: у каждого из нас свои личные особенности, причуды и свое собственное понимание красоты. В мире нет двух одинаковых носов и каждый из нас пользуется вещами по-разному. Существующая ситуация, когда миллионы копий однообразного товара производятся только для того, чтобы потом убедить миллионы людей купить его, уже не выдерживает никакой критики. Большинство бюджетов компаний тратятся на брендинг, на убеждение людей в необходимости именно этой покупки вместо того, чтобы работать над реальным улучшением товара. Такая ситуация сложилась из-за недостатков массовой продукции: намного проще убедить людей полюбить низкосортный продукт, чем создать что-то, действительно им подходящее. С появлением технологии трехмерной печати ситуация в корне поменялась, и сегодня возможность создавать идеальные вещи сугубо под свои предпочтения стала доступной многим. Мир вокруг вас можно сделать именно таким, каким вы сами хотите его видеть. Все, чего вы касаетесь, может быть реальным воплощением ваших мечтаний. Мы становимся свидетелями рассвета эры новых ремесленников, когда эстетические чувства каждого могут быть в точности воплощены в окружающем мире.
Но такие мощные инструменты, позволяющие людям проектировать и создавать собственные вещи, могут нести в себе и определенный риск. Сформулирован этот риск может быть как «все будет уродливым». Доступность процесса производства и множество исходных предметов для копирования на свой лад расширяют изначальные возможности этих предметов, распространяя качество на еще более широкое пространство. Возьмем, к примеру, кропотливо созданную иллюстрацию, созданную монахами средневековья к их книге: эту иллюстрацию изначально должно было увидеть очень ограниченное число людей, а прочитать всю книгу – и того меньше. Сравните это с теми возможностями тиражирования печатных изданий, которые доступны повсеместно в наши дни: сегодня настоящему шедевру намного труднее добиться внимания публики, выпрыгнув наружу из бурлящего водоворота посредственностей. Возможно, средний уровень качества и повысился, но количество абсолютно ничем не примечательных предметов возросло в разы. И тот, кто способен вычленить алмаз из груды графита, и создает сегодня истинные ценности. Наглядными примерами служат eBay, Google и Twitter. Если уметь пользоваться поисковыми механизмами этих интернет-компаний, то найти свой собственный алмаз становится намного проще.
На первый взгляд, двести книг возрастом в тысячу лет кажутся намного более прекрасными, чем все современные твиты, НАПИСАННЫЕ КАПСОМ и самопродвижение наиболее успешных сегодня писателей. Конечно же, отчасти это иллюзия, вытекающая из факта о том, что больше качества концентрируется в меньшем количестве предметов, если изначально ресурсы при их создании были ограничены. Недостаток выбора порождал ограничения и становился главным стимулом того, что каждый штрих в те времена должен был выполняться не иначе, чем шедевр. В современном же мире копипаста и мгновенного тиражирования информации такие понятия, как «идеал» и «шедевр» давно и прочно забыты.
В поиске по веб-страницам и листингам интернет-аукционов мы можем использовать фильтры, чтобы видеть только те результаты, которые хотим. В реальном мире такое использование будет проблематично. Используя возможности свободного дизайна и производства, многие люди наслаждаются своей свободой выбора сполна, и иногда этот выбор, мягко говоря, немного далек от реальности. Это хорошо иллюстрирует популярный когда-то веб-сайт MySpace: он предоставлял зарегистрированным пользователям инструменты для персональной настройки их страниц. Это оказалось очень мощным инструментом и миллионы людей с воодушевлением начали создавать собственные страницы. Правда, со временем оказалось, что подавляющее большинство из этих страниц просто отвратительны и кричаще уродливы. Поэтому создается впечатление, что энтузиазм не всегда приводит к способностям (по крайней мере, не в короткий временной промежуток). Так что же будет, если большинство изделий, которые мы увидим в домах своих знакомых, предметов гардероба и вообще окружающих нас вещей, будут такими же кривобокими и кричащими, как страницы в MySpace? Где в современном мире мы сможем найти ровные границы и чистые линии, как в настоящем Facebook?
Выше вы видели изображение автомобиля McLaren Mercedes SLR – суперкара, тюнингованого хозяином. Изначально, на протяжении долгого периода времени, опытнейшие дизайнеры создавали это транспортное средство как автомобиль для очень ограниченного круга очень богатых любителей этой марки. И один из таких любителей как-то заявил: «Мне нравится то, что вы сделали. Теперь давайте полностью его хромируем».
В глазах хозяина этот автомобиль представляет неописуемую красоту, но большинству остальных людей он не кажется столь прекрасным. Персонализация кем-то обычного предмета придает этому предмету неповторимый внешний облик. Чье-то необычное выражение понятной только ему красоты может уменьшить общий уровень красоты вокруг для кого-то другого. И полбеды, если это всего лишь парочка необычных машин. Но если такая персонализация распространится стахановскими темпами на большинство окружающих нас предметов, то мир медленно, но уверенно будет становиться все более уродливым.
Или это ошибочная точка зрения? Может быть, люди будет более досконально изучать тонкости дизайна и сдерживать свои самые необузданные творческие порывы? И впрямь уж так нужна нам эта персонализация?