Новый мультфильм от Sony Pictures, «Пираты: Банда неудачников», по-прежнему использует кукольные фигурки и традиционную покадровую анимацию, чтобы оживлять своих глазастых персонажей, но всё же его создатели, Aardman Animations, используют новую технологию, чтобы заставить фигурки говорить — 3D-принтеры.
3D-принтер во многом похож на обычный принтер, только использует три измерения, размещая определённое вещество слой за слоем таким образом, чтобы создать нужный материальный объект: шар, модель самолёта или анимационную куклу.
«Мы создали порядка 8000 ртов», — говорит главный аниматор Иан Уитлок (Ian Whitlock), объясняя, как им удалось оживить персонажей в столь короткие сроки. — «Для модельки капитана пиратов мы сделали 257 различных ртов, а для Чарльза Дарвина где-то около 130».
«3D-принтер подключается к компьютеру и принимает файл, описывающий объект в трёх измерениях», — объясняет Рич Браун (Rich Brown), главный редактор cnet.com. — «Он работает почти как простой принтер. Создаётся слой жидкого вещества, когда он застынет, поверх него создаётся следующий слой и так далее, пока не получится настоящий трёхмерный объект».
3D-печать всех этих ртов позволяет повысить скорость процесса анимации и добавить в фильм больше подробностей и персонажей.
«Мы бы до сих пор продолжали снимать, если бы лепили рты вручную», — говорит Уитлок. — «Даже при помощи 3D-печати на создание одного персонажа с лёгкостью может уйти два-три месяца. За 10 месяцев я сделал, наверное, где-то 5-6 персонажей».
Аниматоры разделяли формы рта на основе прослушивания актёрских диалогов. «Для фонетической классификации была создана специальная «диаграмма ключей», — говорит Уитлок. — «Когда режиссёра устраивала форма рта, файл отправлялся в машину быстрого прототипирования, и мы получали готовый рот. После печати все рты телесного цвета. Примерно по такой же технологии создаются слуховые аппараты. Они имеют около 14 оттенков кожи… после печати мы их шлифуем и красим».
Уитлок сказал, что «Пираты» — единственный фильм, так широко использующий технологию 3D-печати, хотя картина «Коралина в стране кошмаров» 2009 года также использовала её, правда в меньших масштабах.
«Для меня 3D-технологии в анимации — нечто совершенно новое», — говорит Браун. — «Я и не думал, что кто-то использует 3D-печать в подобных целях, и я удивлён, что это значительно ускоряет процесс по сравнению с традиционной анимацией».
Как говорит Питер Лорд (Peter Lord), соучредитель Aardman Animations и режиссёр фильма, это не настолько более быстро, насколько более удобно.
«Такой подход позволяет придать каждому лицу намного больше индивидуальности», — говорит Лорд. — «И это очень полезно для чёткого придерживания одного стиля».
Анимационные технологии шагнули далеко вперёд, с тех пор, как Лорд впервые оживил пластилиновые фигурки в далёких 70-х. «Мой уровень моделирования был нулевым, поэтому у каждого персонажа были огромные толстые ноги, чтобы он мог ровно стоять. Вся съёмка велась на механическую камеру, о нормальной экспозиции не могло быть и речи. Моя анимация была очень плохой… и, конечно, нельзя было просмотреть результаты, и всё, над чем ты работал целый день было скрыто в камере на катушке с плёнкой. И ты просто отсылал её в лабораторию, скрестив пальцы на удачу».
Несмотря на все достижения в области анимации, команда Aardman всё так же создаёт выражения глаз персонажей с помощью лепки из пластилина, как и Лорд почти 40 лет назад.
«Глаза — это наиболее важная часть», — объясняет Лорд. — «Пластилин помогает им выглядеть более органично. Это делает персонажей именно такими, какими мы их себе представляем».