Сравнивая с тем, что было двумя-тремя годами ранее, очевидно, что сегодня 3D печать уже стала мейнстримом.
Помимо множества статей, 3D-печать теперь освещается и в телешоу — английском «Home of the Future», транслируемом на канале C4. Реалити-шоу демонстрирует жизнь семьи Перера, чей дом был сначала полностью опустошён, а затем заполнен различными новинками передовых технологий, от роботизированной газонокосилки до безгрунтовой машины по выращиванию овощей. Интересным фактом является то, что у них есть собственный настольный 3D-принтер Objet30, который семья использует для изготовления хозяйственных принадлежностей.
Конечно, множество людей сразу замечают очевидные трудности с возникновением аналогов «Дома Будущего». И зачастую, я склонен с ними соглашаться. Кристофер Мимс (Christopher Mims) в статье «3D-печать пойдёт по стопам виртуальной реальности» высказывает вполне понятные сомнения по поводу «домашней» модели: то, что 3D-печать сможет заменить серийное производство в более-менее скором времени, при нынешних технологиях просто не представляется возможным. Я согласен с ним. В своей современной форме 3D-печать существует уже 20 лет, и её основная концепция почти не изменилась за это время. Процесс наложения слоёв остаётся таким же «аддитивным» — его так же нецелесообразно использовать в массовом производстве, в отличие от традиционной «резки и сборки», и он больше подходит для индивидуальной продукции и быстрого прототипирования. Да и материалы, в большинстве своём представляющие пластик разных видов, с трудом смогут заменить потребительские товары, что используются в большинстве домов.
Тем не менее, есть и противоположное мнение, доходчиво представленное Тимом Мэли (Tim Maly) в статье «Чем 3D-печать отличается от виртуальной реальности». Он приводит в пример эволюцию 2D-печати, указывая на то, как массивные печатные станки прошлого века превратились в компактные и доступные настольные принтеры, которые можно встретить во множестве домов и офисов. И конечно же, 3D-печать уже находится на пути эволюции. Помимо более компактных, быстрых и разносторонних устройств для 3D-печати, мы можем наблюдать и революцию в материалах для неё. Кто мог предположить хотя бы пару лет назад, что фотополимеры смогут сравниться по функциональности с инженерной пластмассой? Создать стул из жидкой смолы, способный выдержать нагрузку до 100 кг — немалое достижение, и это только верхушка айсберга — фотополимерная/струйная 3D-печать способна ещё многое продемонстрировать в ближайшие годы.
Впрочем, есть и третий аргумент, стоящий немного в стороне. Это мнение о том, что 3D-печати, возможно, никогда и не была уготована роль в домашнем использовании. К слову, многие ли из вас имеют дома обычный 2D-принтер? У меня, например, его нет. Спасибо интернет-революции — электронная почта позволяет забыть про общение с помощью бумаги. Но даже, когда у меня появляется редкая необходимость что-то напечатать, я, как и многие другие, легко могу сделать это в офисе!
И это приводит меня прямиком к следующей мысли: офис станет более естественной средой для 3D-принтеров, чем дом, особенно это касается небольших офисов, которые не могли позволить себе обзавестись массивными промышленными аппаратами. В конечном итоге 3D-принтер будет стоять в каждом офисе каждой компании, которой нужно быстро и эффективно создать прототип или визуализировать продукт, прежде чем отправлять его в производство.
Но нам даже не придётся заглядывать далеко вперёд, потому что мы уже можем это наблюдать. Бесшумная революция незаметно проходила в течение многих лет, фактически в каждой компании, занимающейся проектированием и производством реальных товаров. Например, 3D-принтеры Objet есть в большинстве компаний, входящих в Fortune 500. Усердно работая за кулисами, 3D-принтеры применялись в планировании практически всех продуктов, доступных нам сегодня — от обуви до автомобилей, до телефонов, до игрушек, фурнитуры, электроники и даже зубных протезов и хирургических макетов. Так что «офисная» модель — это уже реальность.
Впрочем, я пока не стал бы списывать «домашнюю» модель со счетов. Правда в том, что есть множество факторов, которые будут определять наличие технологий в нашей жизни в будущем. Экономика, демография, природные ресурсы, смещение центров материального благополучия, мода, политика. Всё это будет играть роль в формировании снабжения и спроса на потребительские товары.
Как изменится спрос, к примеру, если западная экономика пойдёт по греческому пути? Какие товары пропадут из магазинов всего через несколько лет, когда в странах, вроде Германии и Швеции, доля возрастной категории старше 60 лет становится всё выше с каждым годом? И что появится вместо них? Что, если завтра Китай решит прекратить финансирование снабжения американских потребителей и перенаправит массовое производство на отечественный рынок? Или что случится через двадцать лет, когда добыча природных ресурсов, использующихся в товарах массового потребления, станет слишком дорогой, или они попросту исчерпаются? В большинстве этих сценариев роль 3D-печати может серьёзно возрасти. Или нет.
Подводя итог, могу сказать, что пока рано говорить об этом с большой долей уверенности. Я недавно прочитал биографию Стива Джобса от Уолтера Айзексона (Walter Isaacson). Это было увлекательное чтиво, но на что я в особенности обратил внимание, так это на то, как сложно порой предугадать развитие технологий, даже когда они смотрят тебе прямо в лицо. Классический пример — один из руководителей Apple в своё время был уверен, что компьютеры никогда не проникнут на массовый рынок. К смущению всех, кто поддерживал это мнение, оно высказывалось не в 70-х или 80-х, а в 90-х.
Истина проходит через три этапа: Первый — она кажется нелепой. Второй — она сталкивается с бурей критики и опровержений. Третий — она становится очевидной.
Мне лишь интересно, на каком этапе 3D-печать находится сейчас.