Инженеры бристольского отделения Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) анонсировали разработку первого велосипеда, производимого по аддитивной технологии ALM (Additive Layer Manufacturing). Производственный процесс представляет собой «наращивание» объекта из слоёв мелкодисперсного нейлонового порошка, аналогично концепции 3D-печати. Конечный продукт, как говорят, будет крепким, как сталь, и лишь небольшая часть материалов будет подвергаться традиционной механической обработке, что значительно сократит время производства. Также есть возможность перенести производство продукции или её компонентов туда, где они непосредственно требуются, вместо того, чтобы ограничиваться фабрикой, находящейся на большом расстоянии.
Особая инженерная структура в Airbike позволяет снизить общий вес без потери прочности и жёсткости. Хотя в любом случае произведённые по технологии ALM компоненты будут на 65% легче произведённых традиционным способом и при этом потребуется в 10 раз меньше материала. Двухколёсная конструкция была доведена до совершенства с помощью компьютерного проектирования и воспроизведена с помощью лазерного спекания, при котором из углепластика, металлического (как правило, используется титан, нержавеющая сталь или алюминий) или — как в данном случае — нейлонового порошка слой за слоем создаётся конечный объект.
Полностью готовые группы деталей производятся из выбранного материала, с вовлечением в один и тот же процесс колёс, подшипников и осей, создающихся одновременно. По словам EADS, компоненты, произведённые по ALM-процессу не уступают по прочности алюминию и стали. Возможно и не удивительно, что дизайн колёс схож с восьмилопастным пропеллером Airbus A400M и что байк имеет похожее название, ведь Airbus — первая компания EADS, испробовавшая эту технологию.
В EADS считают, что ALM даёт потенциальную возможность быстрого и недорогого производства там, где это необходимо — в офисах, магазинах, жилых помещениях и даже удалённых воинских частях и пунктах гуманитарной помощи — вместо того, чтобы поставлять продукцию с другого континента. Компания верит, что это может начать революцию производства в целом.
«Вохможности ALM огромны — это поистине революционная технология», — говорит Энди Хоукинс (Andy Hawkins), ведущий инженер по ALM в EADS. — «Вся прелесть в том, что сложный дизайн не требует дополнительных затрат. С помощью лазера можно создать любую форму, и в Airbike воплощено множество дизайнерских решений, например, ауксетичная структура для амортизации седла или подшипники, интегрированные внутрь втулки».
Ауксетичные формы, казалось бы, идут вразрез с физикой — они могут сужаться и сокращаться при сжатии вместо того, чтобы становиться толще, и расширяться при растяжении, вместо того, чтобы становиться тоньше.
Airbike не требует обычного технического обслуживания или сборки, также можно отметить цепной механизм из кевлара, подшипники, интегрированные во втулки и соединения и рельефный текст, который уже сразу имеется на готовых деталях.
ALM-технология, использующаяся в Airbike, пока находится на стадии подтверждения концепции, но в EADS уверены, что её уже можно использовать в столь серьёзной области, как авиация.