С помощью этого голландский дизайнер Айрис Ван Эрпен (Iris van Herpen, о нем мы уже много писали на страницах сайта) выпускает новые модные коллекции. Mink полагает, что на это можно полагаться, занимаясь производством косметики на дому. Андрей Руденко верит, что это поможет ему построить дом. А вскоре это позволит нам создавать искусственные человеческие органы.
Что я имею в виду под причиной грядущих перемен? Конечно же, 3D-печать, она же – объёмная печать. Когда-то прежде подобная техника была доступна только узкому кругу состоятельных лиц, но теперь времена изменились. Цены на 3D-принтеры падают, доступность технологии растёт и кажется, что её возможности поистине безграничны. Но перед тем, как такой принтер появится в каждом доме, объёмная печать намерена серьёзно повлиять на процессы индустриального производства многих любимых нами и хорошо нам знакомых вещей.
Что это такое?
Объёмная печать, также известная как аддитивное производство – это процесс создания объектов слой за слоем. Чем это отличается от обычных методов? Тем, что при их использовании для придания объекту нужной формы от заготовки отделяются лишние части.
На макроуровне 3D-печать уже сейчас влияет на производство товаров в США. Согласно отчёту, опубликованному компанией PwC US совместно с Институтом производства США, после опроса более ста компаний выяснилось, что две трети из них либо экспериментируют с технологией объёмной печати, либо создают с её помощью прототипы и готовую продукцию.
Первые 3D-принтеры были дорогими, и для управления ими требовалось специальное обучение. Но такие компании, как MakerBot и 3D Systems, начали предлагать персональные устройства, с которыми домашнее производство стало реальностью. После небольших первоначальных вложений вы сможете печатать детали для бытовых электроприборов, очки, игрушки, ювелирные изделия, обувь и многое другое. Нетрудно представить себе появление рынка, на котором вы покупаете не сам товар, а материалы/интеллектуальную собственность и потом сами создаёте нужную вещь у себя дома.
Как это работает?
Всё начинается с файла систем автоматизированного проектирования (пример на картинке), выступающего в роли инструкции, по которой печатается объект. После этого аппарат накладывает друг на друга слои пластика, металла, нейлона или другого материала из множества доступных для этого процесса. В итоге эти слои образовывают окончательную форму объекта.
Есть несколько различных методов объёмной печати, в зависимости от того, из каких материалов вы хотите печатать и сколько готовы потратить. Самый простой – это «метод наплавления». В этом случае объект производится из расплавленного термопластика. Каждый слой накладывается поверх предыдущего и мгновенно застывает, придавая объекту неоходимую форму.
Почему вам нужно знать об этом?
Что ж, 3D-печать даёт производственникам возможность непосредственно заниматься производством. В случае с одеждой, к примеру, объёмная печать позволяет производить её в США – весьма редкое явление в этой индустрии. Почему это важно? Из-за целого ряда факторов, далеко не первый из которых – условия труда (только представьте: недавно обрушившаяся фабрика в Бангладеше унесла с собой жизни тысяч работников). И это поможет оздоровить захворавший рынок труда производственными вакансиями.
Если не поднимать такие серьёзные темы, 3D-печать даёт больше простора для персонализации, чем традиционное производство. Допустим, у вас есть свой 3D-принтер и вы купили файл для печати пары туфель. Кроме изменения основной формы у вас есть где развернуться в плане выбора расцветки и подгонки обуви для большего удобства. А может, вы хотите прикрепить к туфлям по паре крылышек? Крепите, не стесняйтесь!
Каковы противоположные доводы?
Это неизбежно, но объёмная печать готовит нам будущее, наполненное подделками. Речь о подделывании брендов и логотипов и продажи товара под видом настоящего. Если вы живёте в большом городе, просто вспомните людей, продающих «дизайнерские» сумки прямо на улице. Производство подделок – в отличие от имитации – это всегда незаконно и доставляет множество хлопот как устоявшимся брендам, так и потребителям.
При наличии высокоточного 3D-принтера можно запросто напечатать очки Ray-Ban Wayfarer, которые практически невозможно будет отличить от настоящих. Даже те, кто сделает такие очки для себя, уже повлияют на доходы производителя, а если 3D-принтер окажется в руках создателей подделок, начнётся настоящий кошмар. Покупатели будут обмануты поддельным товаром, а Ray-Ban (ну, то есть Luxottica) потеряет немало денег. В итоге проигрывают все! И ситуация будет ещё хуже, если перейти от предметов роскоши к более массовой продукции.
Если убытки корпораций-мультимиллиардеров вас никак не задевают, подумайте вот о чём: подделки – это не просто кража интеллектуальной собственности, они могут быть опасны для здоровья. Такой товар не проходит надлежащих проверок, и никто не ручится утверждать, какие материалы или химические вещества были использованы для его производства.
И хотя 3D-печать хорошо подходит для локализации прототипирования и создания готовой продукции, для работников, занятых в производственной сфере, она может сослужить плохую службу. Вместе с тем, как компании всё больше полагаются на технологии объёмной печати, в некоторых вакансиях может исчезнуть необходимость.
Хотите узнать больше?
Наш сайт – отличное место для знакомства с объёмной печатью и приобщения к комьюнити, поддерживающему эту технологию. Но вы ведь можете быть настроены и более серьёзно? В университетах появляются курсы по такому предмету. Ладно, ладно – это, пожалуй, слишком.