В глубинах подсознания Эрика ван Страатена

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться поближе с одним из наших самых любимых дизайнеров — Эриком ван Страатеном (Eric van Straaten). Его разноцветная магия пользуется популярностью не только среди многочисленных поклонников, но и последовательно приближает технологию 3D-печати к максимуму ее возможностей. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что мы с радостью воспользовались представившейся нам возможностью пообщаться с художником. Мы с большим удовольствием представляем вам самые сокровенные мысли, чувства и видения Эрика, услышанные из первых уст.

Не думаю, что Вы нуждаетесь в слишком подробном представлении, поскольку уже давно сделали себе имя в кругах любителей трехмерной печати. Но все-таки хотелось бы узнать немного о Вашем прошлом. Расскажите нам, пожалуйста, о жизненном пути Эрика ван Страатена.

Я родился в 1969 году в датском городе Лейден, а рос в Гарлеме. Уже где-то с семнадцати лет я целенаправленно хотел стать «художником». А после карьеры, которую мы в Дании называем «12 сделок, 13 из которых неудачны» (во время которой мне приходилось быть фотографом, музыкантом, актером, журналистом, частным предпринимателем, скульптором по воску и полиуретану), достигнув отметки в 40 лет, я неожиданно начал продавать свои созданные с помощью трехмерной печати художественные работы через парочку галерей, которые отважились в меня поверить.

Как Вы открыли для себя 3D-печать?

Около четырех лет назад я пытался создать коммерческую серию популярных японских коллекционных кукол BJD (Ball Joint Doll). Мне предстояло выполнить образец из воска, а потом серийно делать их из полиуретана. Из-за редкой комбинации во мне лени, перфекционизма и недостаточности опыта, эта работа стала сущим адом. В то время моя вторая половинка в жизни и работе Дженифер Хоз (Jennifer Hoes) получила приглашение участвовать в оплачиваемом семинаре, который проводил Университет Технологий голландского города Эйндховен. Она предложила и мне принять участие в этом мероприятии, попробовав сделать куклу с помощью технологии быстрого макетирования (Rapid Prototyping).

По истечении трех месяцев у меня уже был рабочий прототип, полностью готовый к печати. Я показал его на Dutch Design Week в 2009 году. Примерно в то же время я понял, что коммерция – это было не совсем мое. А вместе с этой мыслью пришло и понимание того, что, возможно, все мои проблемы при ручном исполнении моделей и визуализации моих художественных амбиций могут быть решены с помощью техники трехмерной печати. После нескольких экспериментов с одноцветными материалами, не без помощи быстро растущего сообщества я открыл для себя 3D-печать в цвете.

Что вдохновляет Вас на работы?

Как художника, главным образом я черпаю вдохновение с изображений человеческих форм, особенно женских, в которых присутствует некоторая доля «неправильности» и «рассеянности». Вот почему мои вкусы могут кому-то показаться старомодными или даже китчевыми. Я не люблю экспрессивных, абстрактных или концептуальных творений. Как скульптору, мне нравятся Бернини (Bernini) и Фуриенмейстер (Furienmeister). Художник, оказавший наибольшее влияние на мое становление как профессионала – это Ханс Беллмер (Hans Bellmer), кукольный мастер и художник в стиле сюрреализма. Мне нравится, когда я сам «вливаюсь» в свои работы. На мой взгляд, наиболее четко это проявляется в портретах. Я даже считаю свои работы скорее портретами, чем скульптурами.

Я думаю, что действительно сильное искусство должно быть многослойным. Мне нравится, когда с первого взгляда ты открываешь для себя что-то одно (как правило, самое привлекательное). Но если продолжать всматриваться внимательнее и глубже, то можно увидеть совершенно иные вещи. Чем талантливее художник, тем больше разница между видимыми вещами и реальностью целого произведения.

И хотя мои вкусы немного староваты, но я все равно есть дитя своего времени. Меня вдохновляет поп-культура в целом, современная молодая культура в Японии, культура США семидесятых и Европы восьмидесятых годов. Именно эти вехи дают мне самые мощные образы. Думаю, ни для кого также не будет секретом, что Лолита, впервые созданная воображением Владимира Набокова, но ставшая впоследствии культовой фигурой, играет очень важную роль в моих работах.

С технической точки зрения, меня вдохновляет «борьба в достижении совершенного результата» ограниченными средствами. И пусть работа в цифровой сфере создает видимость неограниченных возможностей, но все же трехмерная печать в этом смысле представляет собой большой технический вызов. Поэтому я стараюсь думать об альтернативных путях решения проблем не за счет каких-то изменений в программном коде, а больше с помощью соединения воедино доступных пользователям комбинаций разного программного обеспечения. Таким образом, больше преобладает художественный подход, чем технический.

Есть ли какие-то другие темы, в исследовании которых Вы заинтересованы?

Меня мало интересуют политические, социологические или любые другие темы, не касающиеся меня лично (в этом плане я немного самовлюблен). Думаю, что именно моя «тема» — это всегда оставаться самим собой. Во мне постоянно идет борьба между сексуальностью и старением, любовью и одиночеством, желанием быть ребенком и необходимостью повзрослеть, и тому подобное. Причем, все эти «войны» могут происходить во мне в одно и то же время. Вот почему если я сам поменяюсь, то изменятся и результаты моей работы. Но в то же время я боюсь, что некоторые из моих предрассудков начнут исчезать с течением времени. Однако никогда не стоит загадывать наперед.

В Ваших работах зачастую просматривается образ одной и той же девочки на разных ее жизненных этапах. Что Вы можете о ней рассказать нам? Кто она такая?

Самый простой ответ – это сказать, что данная девочка – «самая прекрасная девочка на свете» или «лучшая девочка, которую я только мог создать» (по крайней мере, на сегодняшний день). Если же подвергнуть этот вопрос более глубокому рассмотрению, то тогда я скажу вам, что эти девочки – это визуализированные образы моих собственных ощущений, фантазий и мыслей. Эта девочка выглядит в точности как кто-то, кого я когда-то знал, а разные ее портреты рассказывают о том, что я думаю о самом себе в отношении нее или женщин в целом; о том, чего я желаю, чего я боюсь, или что я потерял. Несмотря на то, что они выглядят мило, иногда я называю их про себя «демонами», от которых пытаюсь освободить свое сознание. В то же время, я очень о них переживаю и всегда стараюсь отделить их от себя, дать им независимость, собственный «голос» и индивидуальность.

Также Вы зачастую используете немало животных в своих работах. Есть ли в этих образах какой-то особый смысл?

В большинстве случаев я даже не всегда понимаю, каким именно образом разные части одной картины смотрятся вместе. Во время работы я стараюсь не особо задумываться над тем, что я в итоге хочу получить, а более полагаюсь на спонтанный творческий процесс. Если же я начинаю зацикливаться на конечном результате, то, как правило, работа хорошей не получается. И каждое объяснение каких-то смыслов или связей моих творений появляется уже после того, как они становятся полностью готовы. Возможно животные – это некий способ противопоставить девочек с чем-то вроде сил природы или просто с животным миром. Животные в моих работах изменяют или помогают пролить свет на очевидную невинность и хрупкость девочек. В то же самое время, они «побуждают» девочек предпринимать какие-то действия: порой безобидные, порой агрессивные. Некоторые люди могут увидеть в животных параллели с самим художником, который может быть то зрителем, то актером в собственных работах, «внедряющимся» таким образом в действие, происходящее в его творениях.

Почему Вы почти всегда выбираете многоцветное исполнение для своих работ, выполненных в 3D?

Несмотря на то, что я считаю почти все материалы, доступные для 3D-печати, прекрасными и имеющими все качества, чтобы быть использованными для других видов художественных работ, мне все-таки кажется, что в большинстве своем они должны использоваться каждая для своей специфической текстуры. Если вы будете ими [правильно] пользоваться, то сама по себе текстура придаст работе выразительности и станет неотъемлемой ее частью. Мне нравится искусство, в котором техника является второстепенным инструментом, который только помогает объекту искусства произвести должное впечатление на зрителя. Я хочу, чтобы мои зрители привязывались к сюжету работы, а не к тому материалу, из которого она выполнена. Использование разных цветов очень хорошо подчеркивает общую нежность и изящность будто бы выполненной из хрупкого фарфора композиции. Видя цветную скульптуру, многие люди даже думают, что фигурки на самом деле выполнены из марципана – настолько замечательно этот сладкий материал соотносится с очевидной невинностью девочек в моих работах.

Многие знают Вас как человека, способного прибегнуть к помощи сложных технических приемов в процессе выполнения своих работ. Не могли бы Вы описать свой рабочий процесс и то, как именно Вам удается достигать такого высокого качества исполнения?

Полагаю, что мой главный талант заключается в умении сделать вещи прекрасными с помощью компьютера. Я использую очень много предварительных образцов (например, львиная доля коллекции обуви [используемой на девочках-моделях] взята мной из базы Google SketchUp). Но вам нужно было видеть, насколько уродливы могут быть отдельные детали, когда я только начинаю работу с ними. Несмотря на то, что трехмерная печать – это достаточно сложный с технической точки зрения процесс (особенно в цвете), я на самом деле полагаю, что любому человеку под силу сделать то, что делаю я; стоит только подключить к процессу мозги. Наибольшая проблема на сегодняшний день – это то, что в большинстве случаев 3D-модели и 3D-моделирование далеко не всегда совместимы с программным обеспечением для 3D-печати. И мне приходится выдумывать множество способов получения подходящего для печати объекта из тех образцов, которые я создал или с которыми только начинал работать.

Вот почему вы должны мыслить по-настоящему «кроспалтформенно» и никогда не полагаться на какую-нибудь одну программу. Я каждый день самостоятельно нахожу все новые и новые пути решения проблемы поиска подходящего программного обеспечения, но я ведь не программист, как и не «настоящий» конструктор предметов в 3D. Поэтому если одна программа не дает мне необходимого результата, то я просто пытаюсь найти другую, которая его обеспечит. Мой рабочий процесс нельзя описать в двух словах, потому что он в любой момент может пойти совершенно иным путем. В моем арсенале очень много программ: Poser, Daz3D, Carrara, Google SketchUp, 3dsMax, ZBrush, MeshLab. Мне трудно представить свою работу без таких программ, как Accutrans (отличный софт, еще и свободно распространяемый), Materialise Magics и DeskArtes 3 Data Expert. Можно мне высказать совет, как сделать нашу работу [3D-художников] проще? Думаю, что если бы инструмент программы Materialise под названием «shrink wrapper» был немного умнее, не делал столько ошибок и стал доступен как отдельный продукт, то в считанные дни все конструкторы 3D-моделей начали печатать бы свои собственные работы!

Что, все-таки, побудило Вас выбрать создание скульптур с помощью цифровых технологий, а не традиционным способом?

«Цифра» нравится мне намного больше, чем работа руками! Кроме того, что, возможно, у меня не совсем достаточно таланта, чтобы работать с материалами собственными руками, мне еще не совсем по душе различного рода случайности или неконтролируемые обстоятельства, с помощью которых создаются экспрессивные ноты в традиционной манере создания скульптур. Больше всего я заинтересован в работах, которые максимально приближены к реальности; когда меня охватывает восторг от игр с размерами и соединения несуществующих составляющих в одну большую композицию. Мне очень нравится, что у меня есть возможность вносить как серьезные, так и абсолютно незначительные изменения в свои модели без необходимости начинать все сначала, когда что-то идет не так. Когда совершаешь какую-то ошибку – можно просто нажать кнопку «отмена»!

Появления каких еще шедевров нам стоит ожидать в скором будущем? А может быть, некоторые из них уже готовы?

По большей части, на протяжении следующего года или около того, я сфокусируюсь на создании еще более экспрессивных, но в то же время еще более утонченных «портретов» одиночных фигур в стиле моей последней работы: вариации на тему «14-летняя танцовщица» Дега. Мне очень нравятся фигуры в положении стоя. Они дают мне ощущение присутствия, и при этом не слишком усложняет общую композицию. Я не знаю, какой путь окажется моим в будущем. Цифровая техника дает мне возможность создавать некую последовательность своих образов, как в анимационном фильме. Мне также было бы интересно соединить разноцветный композитный материал с прозрачными полиуретанами (но это материалы не из дешевых).

Где поклонники могут найти больше Ваших творений?

На этой неделе мои работы выставляются в галерее KunstRAI, Амстердам: http://www.kunstrai.nl/detail_deelnemer.php?d=18&lan=nl

Вот мой веб-сайт: http://www.ericvanstraaten.com/

Мой альбом в Picasa, где я регулярно размещаю фотографии законченных работ и эскизы находящихся еще в разработке: https://picasaweb.google.com/eric.v.straaten/SketchesRendersAnd3DPrintedModels

Мой канал в YouTube, где вы сможете насладиться моими творениями в HD-качестве, посмотреть интервью со мной и просто интересные видео: http://www.youtube.com/user/EricVanStraateniPod

В Голландии мои работы представлены в галерее Majke Hüsstege в городе Хертогенбос (Den Bosch): http://www.majkehusstege.nl/kunstenaars-2/kunstenaars-m-z/eric-van-straaten/

В Берлине это галерея Strychnin: http://www.strychnin.com/

Последняя работа, на создание которой меня вдохновила «14-летняя танцовщица» Дега, в следующем месяце будет выставляться в этой галерее города Миннеаполис: http://www.gallery13.com/

В свою очередь, мы хотели бы поблагодарить Эрика ван Страатена за то, что он нашел время, чтобы поделиться с любителями трехмерной печати секретами создания своих творений. Работы Эрика любимы многими, а уровень качества в них достижим единицами. Мы будем следить за его творчеством и настоятельно порекомендуем вам ознакомится с работами мастера по ссылкам, которые размещены выше. Если вам нравится, как его творения выглядят на картинках, то можем с уверенностью заявить, что «в натуре» они в миллион раз прекраснее. Поэтому, при возможности, постарайтесь увидеть их «живьем» в одной из галерей.

Опубликовано в рубрике Интервью, 0 комментариев.

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.